Меня тут попросили поделиться мнением на счет закончившейся "Игры Престолов". Делюсь: это великий сериал и культурный феномен, я его очень любил, мне очень жаль что он закончился, и (самое главное в текущей дискуссии) я не считаю, что последний сезон всё испортил. Мои претензии относительно финала минимальны, а респект в перспективе восьми прошедших лет огромный. Я понимаю, что тут я в меньшинстве, но это так. Много спорил с друзьями в первые дни после финала, думал, что эмоции берут верх, но вот время прошло, пыль осела – и нет, я действительно так думаю.
В упомянутой перспективе, наверное, и заключается проблема. Это примерно то же, что было с True Detective, когда подошёл к концу второй сезон: серийная творческая работа высокого качества соперничает в первую очередь со своим прошлым, а с другими проектами в настоящем – во вторую. Так вот, если отбросить память о первых семи сезонах и постараться рассмотреть восьмой отдельно, то по-прежнему получится нечто выдающееся. Все же претензии, предъявляемые к финалу, это сравнение с качеством буквально эталонным и то только по одному аспекту – сценарному. Не стоит забывать, что в остальных планах всё на месте: актёры не стали играть хуже, постановка не потеряла размах, художественная работа осталась на том же высоченном уровне.
Но главное не это. Отбрасывать перспективу всё-таки нельзя, это не честно, и так может поступать только зритель неблагодарный. Мы не такие! Game of Thrones совершил революцию, которую невозможно не признать. Да, сериалы последнее десятилетие в целом в аптренде, но GoT ушёл гораздо дальше. Никогда не было телевизионного проекта, настолько глубоко проникшего в поп-культуру, ни один сериал так много не качали с пиратских сайтов и торрентов, ни один телевизионный проект не имел такого охвата в ширину (весь мир) и в глубину – в ожидании последних сезонов новости по теме публиковались у изданий всех уровней, железный трон мы видели на рекламных щитах и в лифтах, в торговых центрах, в фотозонах на вечеринках и где только не, про соцсети, Ютюб и интернет в целом вообще можно не говорить, и самое главное – подсело огромное количество людей, которые раньше не имели привычки тратить время на сериалы. Касательно лично меня, железный трон на фото – единственный официальный мерч чего-либо, который я купил, чтобы поставить на видное место у себя дома, ещё в далёком 2013 году.
Самое поразительное, что всё это произошло вопреки довольно неочевидному решению – снимать в формате 18+. Ничто не мешало создателям сделать обнаженки поменьше, не лить реки крови на экран, не рассыпать отрубленные головы и другие части тел, а вместо мата использовать какие-то эвфемизмы (а если вы смотрели сериал в русском переводе, то вы не представляете какой там язык - там очень много грубого мата). Обычная логика подразумевает, что если надо больше зрителей, то порог должен быть ниже. Однако, создатели сериала пошли в обратную сторону, и выиграли в итоге за счёт зрелой аудитории гораздо больше.
Ещё одна составляющего успеха (благодаря исходному тексту скорее всего, точно не знаю, но всё же): выверенное соотношение жанров – минимум фэнтези, максимум политики, плюс немного приключений. По сути, Game of Thrones – это средневековый политический триллер про дворцовые интриги, где суть сюжета – борьба за власть, а мистика – художественное украшение, вишенка на слоённом торте из множества действующих лиц и сюжетных линий.
Вдумайтесь, "Игра Престолов" воспринимается совсем не так как, скажем, "Властелин Колец" или "Гарри Поттер". Потому что другая система координат. Если в фэнтези-картине магия на каждом шагу и при каждом сюжетном повороте, её очень быстро начинаешь воспринимать как само собой разумеющееся. В "Игре Престолов" же, за весь первый сезон всего одна сцена с зомби и одна с драконами. Когда Дайнерис выходит из пепелища целая и с драконом на плече, ты воспринимаешь магию так как и должен – как нечто невероятное. Или когда Красная Женщина, которую воспринимаешь как обычную фанатичку, если не шарлатанку, рожает тень, которая убивает человека, - и ты сидишь такой с глазами навыкат: "Что это было?!" Или когда Джон Сноу попадает за стену и встречает там варгов и великанов, хотя ничто не предвещало новых магических существ. Примеров масса, но каждый раз магия удивляет, к ней не успеваешь привыкнуть.
Ещё один очень важный вклад в формулу успеха, за что тоже спасибо Мартину, это максимально реалистичное отношение к смерти персонажей. Это несправедливо? Это же главный герой? Как же так можно? Пффф! Легко! Как и в жизни, зло не всегда оказывается наказано, самый приятный персонаж вполне может умереть, а понятие главного героя эфемерно. Все главные и никто не главный, просто кто-то проживёт дольше других. Это рождает то самое чувство "nobody's safe", которое не давало зрителю расслабиться ни на один эпизод. Это разрывало шаблон, что очень важно для создания настоящего интереса и напряжения. Конечно, и в других сериалах убивали героев, в том числе главных, но никогда в таких количествах. Ещё до восьмого сезона к семи богам отправились добрые три четверти действующих лиц. Когда зритель привыкает к любимому персонажу, считает его главным героем, строит в голове именно вокруг него всё происходящее и предстоящее, а потом в один момент его убивают, происходит адовый когнитивный диссонанс. А после того как проходит шок и высыхают слёзы, весь сюжет предстаёт в новой перспективе, относительно других персонажей. Это невероятно круто, настоящий эмоциональный аттракцион.
Отдельным пунктом, уже наверное субъективным, для меня всегда был пафос, который сопровождал многие важные сцены. Помню как начинал смотреть "Игру Престолов" (даже пост есть: https://vk.com/r2r23?w=wall4923422_778) – тогда я несколько раз перемотал сцену, в которой Кэтлин Старк обращается к солдатам, сидящим в таверне, чтобы они помогли ей арестовать Тириона. Так было много раз и дальше. Диалоги исполнены пафоса практически в каждом эпизоде, но в некоторых ключевых моментах он реально на максималках. Когда Кхал Дрого даёт клятву завоевать Вестерос перед лицом Матери Гор и свидетелями звёздами, когда Дайнерис покупает армию Безупречных и освобождает их, впервые говоря на валерийском языке, когда Оберин бьётся с Горой, чтобы отомстить за убитую сестру, когда у ворот Мирина Дайнерис выбирает своего чемпиона, когда первый раз дракон участвует в битве, вместе с дотракийцами, когда мечи этих дотракийцев в битве за Винтерфел загораются от заклинания Мелиссандры.. Уххх! Это я ещё не вспомню сейчас всех крутых сцен. А каковы битвы, к слову! Битва за Стену, Хардхоум, Битва Бастардов! Для телевидения это новый уровень, так дорого раньше не делал никто.
Одна из моих самых любимых развязок среди множества сюжетных линий – это смерть Ходора, когда понимаешь, что несмотря на то, каким долгим и сложным был путь, который прошли персонажи от первого эпизода до этого момента, их судьба была предопределена с самого начала. Детерминизм - вообще важная черта "Игры Престолов". Думаю, дело вот в чём: количество персонажей огромное, сюжетных линий тоже, места действия географически разбросаны, нужны какие-то конструкции, чтобы держать всё это вместе, чтобы не рассыпалось. И тут с одной стороны мы имеем трон, на который направлена мотивация большинства персонажей, а с другой стороны – детерминизм, в виде как минимум одного реально действующего бога (Бога Огня), в виде пророчеств и видений, которые всегда сбываются (Бран видел разбитый тронный зал и тень дракона над терракотовыми крышами ещё в четвертом сезоне; что Серсея не родит четвертого ребенка нам рассказали ещё раньше) и в виде периодических напоминаний о том, что автор держит ситуацию под контролем и точно знает, к чему всё идёт (та самая история с именем Hodor; сцена, где Бран отдает Арии валерийский клинок ровно на том месте, где она его применит в самый ответственный момент; сцена, когда Ария, тренируясь с Брианой в седьмом сезоне, "побеждает" её тем же самым приёмом, которым позже убьёт ходока).
Это к чему вся долгая телега. Есть за что "Игру Престолов" любить и восхищаться. Имеются ли косяки в последнем сезоне? Да, сложно отрицать. Скомкан ли сезон в целом? Очевидно да. Но всё это не настолько плохо, чтобы перечеркнуть всё то прекрасное, что было до. И уж точно не настолько, чтобы подписывать петицию на change.org. Полагать, что возможно заново потратить такое дикое количество времени и денег – это вообще какая-то глупость, непонимание масштабов подобного кинопроизводства, и неуважение, согласен тут с Софи Тёрнер.
Тем, кто не смотрел, я очень завидую и естественно рекомендую. В последнее время часто слышу такого рода вещи типа "Я наверное единственный, кто не смотрел Игру Престолов". Видел в интернете картинку с псевдо-принтом на майку "Я не смотрел Игру Престолов, я особенный". Не надо так. Люди любят выделяться, отличаться от других, это понятно. Но это какой-то странный способ. Это как хвастаться тем, что в то время как все вокруг имеют права, ты ни разу не сидел за рулём. Или с гордостью говорить, что ни разу не бывал заграницей. Особенным ты конечно будешь, только не с тем знаком. Избегая сериал, ты ничего не теряешь, понятно, но при этом пропускаешь очень интересное, самобытное и по-настоящему качественное художественное произведение.
Тем же, кто смотрел, напоминаю, в это воскресенье HBO выпускает большой документальный фильм о создании восьмого сезона "Game of Thrones: The Last Watch". Это будет последняя возможность ещё раз прикоснуться к любимому сериалу, который навсегда изменил представления о ТВ, и который оставил в мировой поп-культуре в уходящем десятилетии, пожалуй, самый большой след.